Дело было в 2000-м году. Вечером 28 августа я скучал в московской гостинице, как вдруг раздался звонок от президента Федерации шашек Романа Климашёва.
– Завтра чествуем Ивана Пименовича. Приходи.
Что ж, приглашён – надо идти, тем более что с Иваном Пименовичем Козловым мы знакомы давно и встречались по разным поводам много раз. В быту это, конечно, обаятельный человек, общительный и добрый. Но, надо отдать должное, бывал и жесток с противниками, непримирим и не всегда, мягко скажем, объективен.
«С пустыми руками» руками идти негоже, надо бы что-то придумать, юбилей всё же. На помощь пришёл Владимир Высоцкий. Знатоки творчества Высоцкого, конечно, знают его мадригал по случаю 50-летия Олега Ефремова.
Мы из породы битых, но живучих.
Мы помним всё, нам память дорога.
Я говорю, как мхатовский лазутчик,
Заброшенный в Таганку, в тыл врага.
Вот я и решился оттолкнуться от него и, потратив вечер, сочинил что-то похожее на пародию (я называю этот жанр перекличкой). Итак, взяв в помощники Поэта, я приступил к работе. Легко сочинять под диктовку. Темы найдены, рифмы готовы, только кое-что заменить. Что-то получилось. Тут надо пояснить следующее. Иван Пименович был организатором трёх (!) кисловодских международных турниров. И какие это были турниры! В разное время в них играли Анатолий Гантварг, Вячеслав Щёголев, Александр Дыбман, Вадим Вирный, Янис Ван дер Вал, Йохан Бастиааннет…
Мы из породы битых, но живучих.
Мы помним всё, нам память дорога.
Я говорю, как шашечный лазутчик,
Заброшенный к кавказцам, в тыл врага.
Тогда всё было, а не то, что нынче.
С тех пор уже прошло немало лет.
Козлову Иван Пименычу лично
Докладываю данные развед.
Что в Кисловодске том толпа нахальная
В шашки режется – Гомор-Содом!
Презрев источники, дороги дальние,
Забыв про терренкур и отчий дом.
В истории искать примеры надо.
Жил Грозный-царь – и это не обман.
Он щит прибил к воротам Казань-града
И звался тоже, кажется, Иван.
Мадригал Высоцкого я знал наизусть, и вот дошёл до строк:
Всего на 10 лет Любимов старше
Плюс 10 дней – но разве это срок?
Примеряю к себе. Ну, допустим, не 10, а 20. Нормально, стыкуется. И тут меня ошарашило. Не знаю, как там у Любимова с Ефремовым, была ли натяжка в днях, ну, скажем, не «10 дней», а может быть 9 или 12 – простительно. Но у нас-то с Козловым – тютелька в тютельку: 20 лет и 20 дней! Метко заметила Анна Ахматова: «бывают странные сближенья».
Иван Козлов по-прежнему на марше.
Он орден заслужил за марш-бросок.
Всего на 20 лет меня он старше
Плюс 20 дней – но разве это срок?
Ты – воин за доской и мастер слова!
Ты – рыцарь древней шашечной игры!
Давайте в академики Козлова!
Бросайте дружно белые шары!
(В 2000 году интернет только зарождался, и любопытство это было удовлетворить непросто. А вот сейчас, сделав два запроса, я получил от Google ответ: Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года, а Олег Ефремов – 1 октября 1927-го. Так что и это простительно Владимиру Высоцкому, тем более что никто не поручится за точность записей в те затёртые годы).
Много было произнесено тостов, высказано пожеланий. Особенно запомнилось выступление Юрия Харченко, очень удачно, с юмором обыгравшего фамилию юбиляра: привет «от нас, козлов (калининских), тебе, Козлову».
Юбилейное торжество прошло хорошо, с подъёмом. Да и не могло быть иначе. Я давно заметил: всё, за что берётся Роман Климашёв, проходит на профессиональном уровне. Кстати, здесь же, в офисе федерации, годом раньше отмечали 80-летие другого юбиляра – гроссмейстера Вениамина Борисовича Городецкого. Мне довелось сидеть между двумя корифеями: Городецким и Козловым, так что в гостиницу возвращался отягощённый…